Мод Европа - Темные века

На карте мода расположены и ободриты (племена, населяющие территорию Мекленбурга), и испанские королевства, и Киевская Русь (а куда ж без нее), даже Восточную Римскую Империю, называемую византийской, не забыли...

Европа и Темные века

Мод The Dark Years на Europa Universalis III, без сомнения, шедевральная игра, и сидеть за ней можно не один месяц, и все равно она не надоест: настолько она нелинейна и интересна. Но в этом обзоре речь не совсем о ней. Иногда даже самая хорошая игра приедается, в нее по-прежнему играешь, но понимаешь, что нет уже того интереса. Признайтесь, наверняка это со всеми случалось, когда хочется играть в то же самое, но немного другое, чтобы игра была узнаваемой, но в ней было что-нибудь этакое. Тут нам на помощь и приходят моды, которые так любезно выложены на просторах сети. Я видел немало модов, малых и больших, но все они крутились вокруг одного и того же временного периода – начинались в 1399 и заканчивались в 1821, или продолжались и дальше, вплоть до современности, но ограничения геймплея не позволяли полноценно реализовать 19 и 20 века. В общем, многие из этих модификаций были качественны, добротны, но по большому счету они были одинаковы, ибо, несмотря на все различия, посвящались той же самой эпохе, что была представлена в оригинальной игре. Наверняка многим из вас хотелось отойти от столь знакомых веков и окунуться в более раннее время. Есть один великолепный мод Civilization Universalis, но в нем предлагается проделать путь от простого племени до империи, где почти весь мир заселен дикарями, поэтому назвать его историческим язык не поворачивается. Мне же хотелось поиграть в мод, повествующий о ранних эпохах, где все было бы как можно более приближено к реальной истории. В своих поисках я набрел на мод The Dark Years, и, надо признаться, он оправдал мои ожидания.

Первый взгляд

Прочитав о временных рамках мода на форуме разработчика, я обрадовался и мигом стал скачивать этот мод. А радоваться было чему – игра начиналась в 900 году нашей эры, а заканчивалась в 1399. Вес мода тоже вселял надежду на полную конверсию – 272 мбайт.

Первое, чем меня встретил этот мод – новый фон в главном меню. Мелочь, а приятно - к тому же старый фон с мушкетером смотрелся бы несколько странно в моде о раннем средневековье. Когда я зашел на экран выбора фракции, то увидел перед собой практически достоверную, насколько это вообще возможно в Европе, карту мира образца 900 года. На ней расположены и ободриты (племена, населяющие территорию Мекленбурга), и испанские королевства, и Киевская Русь (а куда ж без нее), даже Восточную Римскую Империю, называемую византийской, не забыли... и не мудрено – здесь она все еще является великой державой, под контролем которой находится вся Малая Азия и Балканы, а также несколько земель в Италии. Кстати, о землях – я заметил, что их стало намного больше: авторы не поленились добавить множество новых провинций, где необходимо, а где их слишком много, объединили. В общем, карта оставила приятное впечатление как своей практически исторической достоверностью, так и количеством провинций.

К сожалению, в игре присутствует всего один сценарий, собственно 900 года, а вплоть до 1399 года все границы остаются на своих местах, разве что рядом с Византией они со временем изменяются, впрочем, не слишком сильно. Скорее всего авторы просто не успели еще ввести новые стартовые даты с историческими границами в моей версии мода под номером 1.02. Будем надеяться, что они доделают их в следующих.

Всё изменилось, но до боли знакомо

Решив ознакомиться с этим модом, я выбрал Восточную Римскую Империю (ту, которая Византия). Решив, что пауза мне не потребуется, я сразу нажал кнопку начала игры и мод радостно встретил целым ворохом сообщений.

Первое не несло никаких событий, просто оповещало о том, что настали темные времена и что дальше меня ждет еще 2 оповещения. Первое не могло порадовать: в нем говорилось что-то про всеобщий денежный коллапс и вследствие этого постоянно растущую инфляцию или что-то вроде того. В общем, он включал какой-то модификатор, о котором будет рассказано позднее и единовременно прибавлял 10 процентов инфляции! М-да, хорошенькое начало, подумал я, и открыл следующий свиток – там писалось про гильдии. Дословно вспомнить не могу, но смысл был примерно таким: "с наступлением средневековья начинается расцвет городов, а в них появляются гильдии, способствующие их росту и процветанию" (о них будет рассказано потом).

Следующая пара свитков была весьма благосклонна ко мне: Патриарх Константинопольский, дающий некоторые поблажки, и фемная система, дающая бонусы, связанные с сухопутными войсками. Ну а на десерт мне выдали задание завоевать небольшое итальянское княжество. К слову сказать, для каждой страны созданы задания, отвечающие ее возможностям. К примеру, небольшим ободритам даются задания по заключению брака или союза с соседними племенами, тогда как римлянам – захват стран или принуждение их принять вассалитет - ни больше, ни меньше.

Разобравшись наконец со свалившимися на меня сообщениями, я таки смог обратить внимание на оформление экрана и ахнул: от знакомых иконок торговцев и шпионов не осталось и следа - теперь их место занимают почтенные господа из Тотальной Войны (Medieval II: Total War), иконки левее, и те, что в окне провинции, также подверглись изменениям. Признаюсь честно, первые несколько минут я постоянно путался и вместо того чтобы построить здание все время жал то на наем солдат, то на строительство кораблей. Хотя с вами такого случиться не должно – на иконках отчетливо видны и корабль, и здание, и воин, надо быть просто немного внимательней, чем я.

Чума X века или да здравствуют модификаторы!

Закончив с иконками, я решил пройти на экран общего вида страны и сразу же увидел кучу модификаторов, и это со старта. Причем большинство из них, кроме упомянутых выше фемной системы и патриарха, были отрицательные. Например, штраф около 100% на инвестиции в морскую технологию и 50% на количество судов и их мораль. Ну не морская фракция Византия, что тут скажешь. Есть пара положительных модификаторов торговли – похоже, что они даются за владение определенными городами-портами, например, Трапезундом, а в Константинополе построена цитадель, которая также дает определенные положительные эффекты. В общем, здесь роль некоторых городов очень велика и контроль над ними может дать ощутимые бонусы. Рассматривая модификаторы и их влияние, я дошел до модификатора со звучным названием "инфляция" и при взгляде на его эффект я ощутил некоторый дискомфорт и приступ беспокойства. А беспокоиться было чему: при нулевых отчислениях в казну инфляция росла в год на 0,4%, и это при том, что у меня было уже 10% инфляции! Поистине, это чума десятого века. Так вот о чем говорилось в том сообщении... Кстати – в этом модификаторе написан и размер нации, Византию этот размер обозначал как "Гаргантюа". Позже, при игре за ободритов, я выяснил, что чем больше размер страны, тем больше и инфляция. Например для маленького племени она составляет 0,05% в год.

Но оказалось, что не все так ужасно – инфляцию можно победить и даже довести до нуля. Надо лишь принять меры по борьбе с ней. Как ни странно, но находятся они в разделе религиозных решений. Всего существует 4 степени борьбы: небольшие меры, средние, сильные и экстраординарные, понижающие инфляцию на 0,5, 0,10, 0,15 и на 0,20 процентов соответственно, ввести их можно хоть все сразу, причем есть возможность их отмены. Однако для их введения необходимы некие требования, а именно единовременная выплата денег от 50 до 500 дукатов и уровень управления монарха от 4 до 8. Но учтите, что за уменьшение инфляции придется заплатить дорогую цену – вплоть до 50% снижения налогов и 45% торговли. Я не сказал про стабильность и про то, что она повышается на 100%? Ну так для Империи это особо неважно. Почему? Следуйте за мной...

Все правительства нужны, все правительства важны

Так как играл я немного, то не дошел до того момента, когда можно сменить форму правления, хотя что-то подсказывает мне, что сделать этого нельзя, по крайней мере для Византийской империи. Есть несколько четких разделений по формам правления:
мусульмане в подавляющем большинстве имеют деспотическую монархию, главной особенностью которых является +50% стабильность и +3 к риску восстаний. Есть даже особая деспотическая империя, Аббасидский Халифат, с такими же показателями, но чуть большим бонусом в размере пополнений рекрутов. С католическими, да и вообще христианскими странами не все так печально: феодальное королевство, герцогство и графство. И если королевство и герцогство имеют +1 к восстаниям и +25% к стабильности, то модификаторы графства и вовсе мизерны – как отрицательные, так и положительные.

У скандинавов есть своя собственная форма правления – Ярл. "За что, боже, покарал ты нас, наслав ужасных норманнов!?". Бойтесь их, ибо викинги и в самом деле могут причинить много неприятностей. У них много модификаторов и все положительные - чего стоит хотя бы +200% к максимальному количеству пехотных подразделений.

Есть на востоке примитивные племена, у которых вообще нет почти никаких шансов (шутка ли – стоимость технологий +100%, мораль армий -3 и дисциплина -40%) – ими являются киргизы, татары, сельджуки и половцы, а также все остальные кочевые народы, живущие от границ Киевской Руси до Китая, который, кстати говоря, представлен в моде, также как и индийские, а также среднеазиатские государства. В основном там правят деспоты.

Но вернемся к Византии – у нее единственный и неповторимый стиль правления: Централизованная Империя. Звучит гордо, а бонусов не дает – лишь терпимость к еретикам да язычникам, а в минусах -50% размер флота и +150% стоимости стабильности. А если иметь в виду еще и размер империи, то получается, что стабильность копится около 30 лет, так что не дай бог напасть на кого-нибудь необдуманно и потерять ее.

В общем и целом, единственный, кому форма правления приносит выгоду, это викинги. Получается, что она у них самая прогрессивная, власть ярлов-то...

Но, несмотря на то, что первая мысль, которая приходит в голову после этого - "нелогично", вскоре понимаешь, что все на своих местах – авторы пытались передать яростные набеги викингов, нестабильность в Европе и мусульманском мире, а также увядающую Империю. Надо признаться, что отчасти им это удалось.

Много религий, хороших и разных

Что до религий, то ими мод не обделен – в одной Европе их более десяти. православие, католицизм, автохтонная православная церковь а также множество других верований: религия финно-угорских племен, славянская, скандинавская, иудаизм и прочие. Причем в некоторых случаях есть возможность перехода из одной веры в другую путем принятия решения в религиозном разделе. Авторы опять-таки попытались показать колоритность той эпохи, представив множество религий и их смешение, например, Восточная Европа и часть Центральной населены язычниками, но часть племен уже подчинена католическим государствам. Единственное, что меня неприятно удивило, это то что в Новгороде и Киеве официальной верой является Скандинавская, а в самой провинции Новгород она еще является и родной. Кстати, для любителей экзотики – в моде присутствует зороастризм.

Чуть не забыл: ранее я обещал рассказать вам о гильдиях поподробнее. На пятый год игры они и начали показываться – их около 7 видов (военная, торговая, лесорубов, теологическая и другие) и все приносят неплохие бонусы. Появляются они рандомно, поэтому никогда не знаешь, где и какая гильдия у вас будет расположена, но, естественно, чем у вас больше провинций, тем больше вероятность появления в одной из них какой-либо гильдии.

Также под стать эпохе немного изменен экран дипломатии, совсем чуть-чуть, но и он придает атмосферности и способствует более глубокому погружению в мод.

Этот беспокойный мир

Весьма вероятно, что вам время от времени будут присылать дипломатическую ноту, которая будет выводиться в виде всплывшего сообщения. Это означает, что какая-то страна недовольна вашей политикой. Дает единовременно -10 в отношениях и кроме этого небольшого ухудшения ничего не происходит, но на всякий случай приглядывайте за этой страной, если она ваш сосед – неровен час, и напасть может.

Игроки, игравшие в Rome или Medieval 2 из серии Total War, всенепременно узнают одну особенность этих игр, также имеющую место в этом моде: после захвата провинции на экране появляется свиток с тремя возможными вариантами действий: занять, разграбить или сжечь город и тем самым обречь жителей на верную смерть. Помимо большего погружения в игру, каждый из этих вариантов имеет собственные достоинства и недостатки: если просто войти в город, то прибыль будет небольшая, зато вы заработаете престиж. Разграбив город, вы можете получить до 300 дукатов, но можете потерять немного престижа, ну а в случае же экстреминатуса населения вы уничтожаете до 40% жителей, получаете каплю бесчестья и на целых 5 лет на треть уменьшаете все показатели провинции. Разумеется, если вы планируете после войны оставить провинцию себе, то уничтожать население не рекомендуется.
В общем и целом, в этот мод играть довольно сложно, но интересно... и не только потому, что он отправляет нас на на одну из самых темных страниц истории и воссоздает атмосферу той эпохи, но и потому, что в нем надо думать чуть больше, чем в других. Он не намного сложнее, нет, просто теперь от неверного хода может развалиться ваша держава... впрочем, как и держава ИИ.

Игроки, любящие быструю экспансию, здесь могут воспользоваться этим, ибо государства в данную эпоху и этом моде соответственно довольно нестабильны и легко подвержены восстаниям, но тех, кто захватит большой кусок, может постигнуть та же участь и они банально развалятся. Во-первых, это бедбой, а во вторых – мятежи. В этот период борьба шла не только с внешними врагами, но и с внутренними, а их бывает обуздать намного сложнее.

В The Dark Ages всплывающие сообщения довольно часты и встречаться они будут постоянно: иногда они будут нести информацию о том, что в какой-то стране произошло важное событие: где то началась гражданская война, у кого то наступил дефолт, а точнее банкротство, да и крестьянскую войну никто не отменял... а иногда сообщения эти будут включать определенные модификаторы, как хорошие, дающие бонусы, так и не очень – например, скриптовые восстания. В общем, недальновидное правление вкупе с элементарной невезучестью могут разрушить страну.

Империя превыше всего!

Пока по всей Европе и мусульманскому миру то и дело полыхают восстания, то религиозные, то крестьянские, одна империя под моим чутким руководством растет и можно даже сказать, развивается. Как я уже говорил, под стать каждой стране и задания, поэтому без потери стабильности я за 5 лет захватил 3 государства и в придачу пол-Сицилии с ТЦ в Сиракузах. Но даже при такой относительно легкой жизни приходилось жертвовать: когда мой союзник, Хорватия, объявила войну сразу нескольким соседям, Император понял, что союз пора разрывать, ибо потеря 2 пунктов стабильности это очень много, так как риск восстаний и восстановление ее в течении 60 лет (а вот это уже особенность одной только Восточной Империи – стабильность втридорога). Причем, даже если бы я смирился с этим, Империи все равно предстояла бы долгая война, а много земель разом приведут к превышению бедбоя и многочисленным восстаниям... Именно поэтому истинные римляне предпочитают использовать союзников и бросать их, когда они становятся не нужны. Про бедбой я сказал не зря: здесь серьезно уменьшен его лимит, например, у моей Византии он был ровно 15.

И пусть Империя уже клонится к закату, все же она еще очень сильна - достаточно взглянуть на ее столицу, чтобы понять это. Константинополь здесь поистине может называться Царьградом, хотя бы потому, что тогда как провинции в среднем обеспечивают от 300 до тысячи рекрутов, он один выделяет их 11 тысяч, а при проведении в нем земельной реформы и увеличения пахотных земель - и вовсе до 20 тысяч!

И напоследок: здесь появились новые провинциальные решения, много нового в государственных и религиозных, причем они зависят как от определенной страны, так и от ее религии, государственного строя и проживающих в ней народов.... А древо национальных решений подверглось полнейшей переработке: помяните мое слово, вы его не узнаете, поэтому потрудитесь сначала прочесть их бонусы, прежде чем выбирать ту или иную национальную идею.

Поиграйте в этот мод, советую от чистого сердца. Мне он понравился, надеюсь, что и на вас произведет приятное впечатление.

Twitter
SocButtons v1.6